Станковая композиция

Что такое станковая композиция? Можно сказать, что для художника это самое главное. Станковая композиция - это создание картины на станке - мольберте.

Термин "композиция" (от лат. "compositio") обозначает сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе взятые, составляют форму.

С одной стороны это - творческий процесс сочинения, создания произведения искусства от появления замысла до его завершения, явление во многом интуитивное, трудно поддающееся изучению.

С другой - комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла. Изучению законов композиции посвящены занятия по станковой композиции в художественной школе.

Темы для станковой композиции во всех классах подобраны на основе наблюдения и изучения как произведений старых мастеров так и  натуры: природы и ее явлений, анатомии и пластической выразительности фигур человека и животных, развитие творческой фантазии при работе с литературными источниками, работа по памяти и представлению. Подчеркиваем важность работы над композицией на основе набросков, подготовительных зарисовок и эскизирования.

 

Учебно-тематический план 4-9 классы

 

 

 

4 год обучения Ι полугодие

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1.

Изучение особенностей композиции мастеров русского искусства XIX-XX вв. Копии произведений.

урок

 

28

  16

12

2.

Композиция из 2-3-х фигур в интерьере.

урок

 

 

 

2.1.

Наш класс.

урок

28

16

12

2.2.

Моя семья

урок

24

16

8

 

ИТОГО:

 

80

48

32

4 год обучения IΙ полугодие

3.

Значение силуэта в работе над композицией. Персонажи русских народных сказок.

 

урок

 

42

25

17

 

 

4.

Силуэт в многофигурной композиции. Спорт.

урок

43

26

17

 

 

 

85

51

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 год обучения Ι полугодие

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

 

Раздел 1. Цвет в  станковой композиции

      урок

40

24

16

 

1.1.

Ограничение цветовой палитры в живописной композиции.

урок

 

20

12

8

1.2.

Открытая и замкнутая композиции.

урок

20

12

8

 

Раздел 2. Контрасты величин – как способ достижения выразительности в станковой композиции

урок

40

24

16

2.1.

«Большой-маленький»

урок

10

6

4

2.2.

«Толстый-тонкий»

урок

10

6

4

2.3.

Многоплановая композиция

урок

10

6

4

2.4.

Одноплановая композиция

урок

10

6

4

 

ИТОГО:

 

80

48

32

5 год обучения IΙ полугодие

 

Раздел 3. Равновесие в композиции.

      урок

35

21

14

3.1.

Натюрморт. (уравновешенный, неуравновешенный)

 

урок

 

35

21

14

 

 

 

Раздел 4. Иллюстрации к рассказам о животных.

урок

50

30

20

4.1.

Басни И.А. Крылова

урок

25

15

10

4.2.

Рассказы В.В. Бианки

урок

25

15

10

 

 

 

85

51

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 год обучения Ι полугодие

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

 

Раздел 1. «Однофигурная композиция». Роль точки зрения и линии горизонта в построении композиции.

      урок

40

24

16

 

 

«У окна»

урок

 

10

6

4

 

«Фигура в пейзаже с низкой линией горизонта»

урок

10

6

4

 

« Фигура в пейзаже с высокой линией горизонта»

урок

10

6

4

 

«Городской пейзаж». Особенности композиции без «видимой» линии горизонта

урок

10

6

4

 

Раздел 2. Способы передачи движения в станковой композиции.

урок

40

24

16

 

«Погоня»

урок

13

8

5

 

«Спорт»

урок

13

8

5

 

Работа по заданной композиционной схеме.

урок

14

8

6

 

ИТОГО:

 

80

48

32

 

6 год обучения IΙ полугодие

Раздел 3. Различные виды группировки фигур в многофигурной композиции.

      урок

18

10

     8

 

 

«Толпа», «Шествие», «Движение по кругу», «Спуск, подъем». (Создание композиции по выбору учащихся.)

 

урок

 

18

10

      8

 

 

Раздел 4. Способы выделения сюжетно-композиционного центра композиции.

урок

67

41

26

 

Цветовым пятном

урок

       17

10

7

 

Объемом, размером

урок

       16

10

6

 

Пространством вокруг, необычным расположением

       урок

18

11

7

 

Светотенью

        урок

16

10

6

 

ИТОГО:

 

85

51

34

 

 

 

 

 

 

7 год обучения Ι полугодие

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

 

Раздел 1. «Ассоциативно-образная композиция» Звук, образ, движение

      урок

40

24

16

 

1.1.

«Музыкальные ритмы»

урок

 

10

6

4

1.2.

«Грусть и радость»

урок

10

6

4

1.3.

«Образ леса»

урок

10

6

4

1.4.

«Образ города»

урок

10

6

4

 

Раздел 2. Двухфигурная композиция

урок

40

24

16

2.1.

«У окна»

урок

13

8

5

2.2.

«Ссора»

урок

13

8

5

2.3.

«Встреча»

урок

14

8

6

 

ИТОГО:

 

80

48

32

7 год обучения IΙ полугодие

 

Раздел 3. Планы в композиции

      урок

42

25

17

3.1.

Плановая композиция

«На пленэре», «В парке» и пр.

 

урок

 

21

12

 

9

 

3.2.

Фризовая композиция. «Прогулка».

 

21

13

8

 

Раздел 4. Симметрия и асимметрия в композиции

урок

43

26

17

4.1.

«Спортивные игры»

урок

21

12

9

4.2.

«Уличная сценка»

урок

21

13

8

 

ИТОГО:

 

85

51

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 год обучения Ι полугодие

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

 

Раздел 1. Роль освещения в построении композиции.

      урок

40

24

16

 

1.1.

Семья за столом

урок

10

6

6

1.2.

Отдых

урок

10

6

4

2.

Эскизы на свободную тему (с использованием светотени)

урок

10

6

6

 

Раздел  2. Колорит как важнейший компонент художественного образа.

урок

40

24

16

2.1.

Городской пейзаж.

урок

 

 

     

 

ИТОГО:

 

80

48

32

8 год обучения IΙ полугодие

 

Раздел 3.  Ритм – важнейшее средство выразительности композиции.

      урок

42

25

17

3.1.

В парке. На набережной

  урок

21

12

       9

3.2.

В метро

 

21

13

8

 

Раздел 4. Многофигурная композиция.

урок

43

26

17

4.1.

Семейный портрет

урок

21

12

9

4.2.

Стадион (Концерт. В театре)

урок

21

13

8

 

ИТОГО:

 

85

51

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 год обучения Ι полугодие

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

 

Раздел 1. Композиция с фигурой человека (настроение).

      урок

40

24

16

 

1.1.

Под снегом (дождем)

урок

 

20

12

8

1.2.

Летний вечер

урок

20

12

8

 

Раздел 2. Двухфигурная композиция с использованием контрастных персонажей.

урок

40

24

16

2.1.

У реки.

урок

20

12

8

2.2.

На прогулке

урок

20

12

8

 

ИТОГО:

 

80

48

32

9 год обучения IΙ полугодие

 

Раздел 3. Сценка из жизни города.

      урок

42

25

17